Ансамбль солистов "Эрмитаж" Ансамбль солистов "Эрмитаж"
РусскийEnglish
НовостиСобытияАнсамбльАудио-Видео-ФотоПрессаФорумКонтакты СтатьиИнтервью

 

 



Назад в Статьи
« Т Ю М Е Н С К И Й   К У Р Ь Е Р »   ( о т   0 9 . 1 0 . 2 0 0 1 ) 
Инна Горбунова
Болдинская осень «Эрмитажа»

7 октября в Тюмени в рамках фестиваля «Алябьевская осень» состоялся концерт московского камерного оркестра «Эрмитаж».
Концертный зал ДК «Нефтяник» после третьего звонка был непривычно пуст. Безлюден оставался партер. Только ряды бельэтажа и балкона неспешно заполнялись людьми. Стояла тишина, достойная музейных залов. «Алябьевская осень» напоминала скорее тихую, уединенную болдинскую.

Камерный оркестр «Эрмитаж» выступает под руководством Алексея Уткина, с 1982 года суперсолиста оркестра «Виртуозы Москвы», обладателя «Гран-при» национального конкурса музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. «Эрмитаж» - коллектив сравнительно молодой. Первое выступление оркестра на столичной сцене состоялось в феврале прошлого года. За полтора года несколько раз частично менялся состав участников, что, по словам художественного руководителя, было довольно болезненно для коллектива, но неизбежно. Все молодые ансамбли проходят период становления. Сейчас состав вполне стабилизировался, образовав тройной квартет: четыре скрипки, три альта, виолончель, гобой, фагот, контрабас и клавесин.

На фестивале «Алябьевская осень» музыкальный коллектив представил программу, основу которой составляли произведения композиторов эпохи барокко и раннего классицизма - Гендель, Моцарт, Гайдн, Россини. Музыку, полную поэтичности, умиротворения, и в то же время светской недосказанности. Тон музыкальным композициям задавал рожденный эпохой барокко гобой. Он звучал то убаюкивающе-вольно, то задумчиво, то призывно-тревожно, то почти надрывно и жестко.
Деревянный гобой - духовой инструмент довольно редкий. В Тюмени соло на нем звучит чуть ли не впервые. Даже в составе камерных оркестров гобоисты выступали на тюменской сцене не часто, вспоминает директор тюменской филармонии Михаил Бирман. Говорят, что гобой - самый капризный духовой инструмент и один из самых проблемных. Он - инструмент тонких сфер и тонких душ, а где тонко, говорит Алексей Уткин, там и рвется. В современном мире для гобоя пишется мало, зато в эпоху изящного барокко он был очень популярен. Придворное музицирование казалось немыслимым без клавесина и гобоя. Впрочем, в урбанизированном XX веке инструменту нашлись новые амплуа: от поминального реквиема до симфонической музыки в стиле Шостаковича и Шнитке. В этом плане одним из самых интересных композиторов новейшего времени считается англичанин Бенджамин Бриттен. В его сюите «Temporal suite», написанной в 1936 году, отчетливо слышны те же «знаки времени», что и в знаменитой Шестой симфонии Шостаковича.
Зрители долго не отпускали со сцены музыкантов камерного оркестра «Эрмитаж». Аплодировали стоя. Уступая зрительскому напору, оркестр исполнил две мелодии на бис - «Адажио» Баха и «Колыбельную» Гершвина. Чем окончательно покорил сердца. А гобой, который был изготовлен современным французским мастером специально для Алексея Уткина, последнее слово-соло оставил за собой. Доказав, что утонченность и недоговоренность имеют право на существование и в нашей жизни.